Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Город

Намыв Васильевского острова: суша растет — вода прибывает

Елена Корсунская24 июня 2021 8 392
2021-06-25T15:41:40.103000+00:00
Намыв Васильевского острова: суша растет — вода прибывает
В Санкт-Петербурге продолжается намыв Васильевского острова. В ближайшие годы суша отвоюет у залива еще 143 га земли. Как это отразится на экологии и уберегут ли защитные сооружения город от наводнений?

Эту тему обсудили эксперты на круглом столе в онлайн-формате «Будущее намывных территорий Васильевского острова: за и против», который состоялся 23 июня.

Плюс 700 тыс. кв. м жилья

Ко всем проблемам намывных территорий Васильевского острова (нехватка дорожной и социальной инфраструктуры, зелени, парковок) скоро добавится еще одна — продолжение намыва.

«Группа ЛСР» приобрела права на намыв участка, который должен завершить проект намывных территорий на Васильевском острове.

Это так называемый северный участок, который предполагает появление еще 143 га суши с последующим строительством 700 тыс. кв. м жилья.

Проектные работы уже завершаются, и компания намерена начинать реализацию задумки, уточнил Сергей Бегоулев, генеральный директор компании «ЛСР. Базовые».

Но если социальные вопросы тут решаемы (девелопер планирует возвести шесть детских садов и три школы), то экологические опасности пока даже не сформулированы.

Наводнение в тазу воды

Подавляющее большинство примеров намыва территорий в мире — это создание суши в открытых акваториях. Пример Петербурга уникален: тут речь идет не о выходе в море, а о намыве в заливе, который с помощью Невы сообщается с Ладогой. Эксперты сравнили эту систему с тазом воды: если воду вытеснить, ее уровень в тазу поднимется. Это грозит привести к наводнению. И хотя площадь намыва Васильевского острова составляет менее 1% площади поверхности Невской губы, пренебрегать этим нельзя.

Сегодня от водных катаклизмов Петербург спасает комплекс защитных сооружений (КЗС). Он удерживает нагонную волну из Балтийского моря и не пускает ее к городу. Проблема в том, что комплекс проектировался под конкретную площадь акватории, которая ограждается в момент закрытия КЗС. В последние годы эта площадь уменьшилась, а новый намыв снова ее сократит.

«Изменились технические условия эксплуатации КЗС. Безусловно, это влияет на работу комплекса. Нужно проводить глобальное научное исследование, которое показало бы, насколько можно уменьшить площадь акватории. Не исключено, что предел уже достигнут».

Игорь Полищук,заместитель гендиректора по эксплуатации дирекции КЗС Петербурга

Сокращение площади акватории способно вывести из берегов и Неву: это единственная река, которая вытекает из Ладожского озера, а впадает в него, по словам экспертов, более 40 рек.

«Как повлияет намыв, мы не можем даже предположить»

Считается, что крупные наводнения случаются в Петербурге каждые 100 лет. По словам начальника городского гидрометцентра Александра Колесова, оно может случиться в любой момент. Для этого должно совпасть несколько факторов, включая силу ветра, который гонит воду от Кронштадта к городу, объем и длительность осадков.

Играет роль и глобальное потепление: за неполный век средняя температура воздуха в городе поднялась на 3 градуса. А 2020-й побил все рекорды: средняя температура была 8,3 градуса — такого в Северной столице не было за всю историю метеонаблюдений.

По данным гидрометцентра, количество наводнений в Петербурге растет с каждым столетием: в XVII веке было два январских наводнения, в XIX веке — три наводнения, в XX веке — 18 (в основном за счет второй половины столетия), а за прошедшие годы XXI века — уже 10 январских наводнений. Причина — в глобальном потеплении и зимних циклонах.

«КЗС по-прежнему будет защищать город от нагонных наводнений. Мы говорим об остаточных наводнениях — подъемах уровня воды за счет притока Невы, — уточнил Игорь Полищук. — Как повлияет намыв, мы не можем даже предположить — для этого нужны математические модели».

Прогноз на годы вперед

Провести такое исследование вызвался Санкт-Петербургский политехнический университет. Он обладает опытом и необходимыми научными компетенциями. Проблем много, и надо построить информационную модель, которая позволит сделать вывод, можно ли вторгаться в акваторию. Также удастся спрогнозировать опасности на годы вперед.

«Если мы совместно с коллегами определим порядок выполнения работ, техническое задание, исходные данные, которые будут дополняться, то мы выполним эту работу — исследования ответят на все вопросы», — подчеркнула Галина Козинец, доктор технических наук, директор Высшей школы гидротехнического и энергетического строительства Санкт-Петербургского политехнического университета.

Помочь в создании информационной модели от имени застройщика пообещал и Сергей Бегоулев.

Что касается финансирования такого масштабного исследования, то эксперты убеждены: город не справится своими силами, должен вмешаться федеральный бюджет.

«Стоимость модели зависит от ее масштабов. Это недешевая модель, она делается на десятилетия. Но я думаю, что Российская Федерация найдет деньги для реализации этого проекта», — резюмировала Галина Козинец.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

#город#инфраструктура#экология#застройщик
городинфраструктураэкологиязастройщик
Сейчас обсуждают
Аноним
28 марта 2024
редакцияeditorial@cian.ru